воскресенье, 25 октября 2009 г.

Мы разучились мечтать...


В 2002 году наша бизнес-общественность была взбудоражена.
Вышедшая в свет книга Джеймса Коллинза «От хорошего к великому» стала буквально интеллектуальным детонатором тех событий, которые сейчас можно назвать взрывом.
Взрывом интереса к созданию великой компании.
Сотни отзывов на сайте делового портала executive.ru, жаркие дискуссии о руководителе 5-го уровня, обсуждение концепции «ежа»…
И, конечно, сама книга расходилась как горячие пирожки.
Воспользовавшись ощущаемым интересом к теме, одна из российских консалтинговых компаний стала продавать семинары «Как создать выдающуюся компанию?», а затем провела крупную конференцию с приглашением российских и иностранных звезд, которую назвали ежегодной.
Но романтический период увлечения нашего бизнеса прошел.
И в 2004 году уже ни конференции, ни семинаров не стало.
Хотя книга продолжала хорошо продаваться…
И, полагаю, именно эта книга вызвала интерес и внимание наших бизнесов к стратегиям.
Что самым благополучным образом сказалось на уровне заработков наших консалтинговых стратегов, которым выстроились буквально очереди.
И заказчикам нужно было ждать около полугода, пока стратеги не придут и к ним.
Но вот какая штука.
Амбиций, о которых говорилось в книге, наши бизнесы не проявляли.
Никого не интересовало глобальное лидерство – наш внутренний рынок нашим компаниям казался пределом мечтаний.
Самые отчаянные имели цели, находящиеся совсем рядом с нашими пределами, планируя экспансию в Украину и Казахстан.
И с лидерством наших руководителей как-то не задалось.
По-прежнему у нас руководители – это исключительно руководитель-функция, а не руководитель-смысл.
Поэтому наши бизнесы находятся на жестоком ценностном пайке.
Поэтому наши бизнесы совершенно не умеют создавать и использовать целевую управляющую среду (т.е. корпоративную культуру!).
Еще несколько лет назад о корпоративной культуре говорили преимущественно в кругах управленцев по персоналу – на их отраслевых конференциях да в журналах.
Но на операционному уровне роль корпоративной культуры была исчезающее мала.
А с началом кризиса о корпоративной культуре даже говорить перестали – не до этих виртуальных ценностей, когда 5-го и 20-го нужно находить возможность выплатить зарплату без задержек.
Но проблема в том, что создание выдающейся компании – это вопросы прежде всего амбиций, стратегической и ценностной ориентации, вовлечения во всё это сотрудников на операционном уровне и служения лидера.
Ничего из этих инструментов не взволновало наших бизнесменов.
«Лирика всё это – есть вещи гораздо более важные и приземленные!»
А сейчас, при очевидном курсе на огосударствление экономики, лидерство и вовсе стало носить, скорее, ироничное звучание.
И используется разве что в постерах авиакомпании, предлагающей дешевые авиабилеты: «Выстроил бизнес с нуля? Билеты в Лондон всего за 9000 рублей!»…
А заниматься вопросами повышения качества продукции и производительности труда – это и вовсе было скучно.
Введь для этого нужно вводить не что-то, а регулярный менеджмент в компании и заниматься кропотливым каждодневным управленческим трудом !
При росте рынков наши бизнесы на эти вопросы и вовсе не обращали внимания, стремясь захватить как можно большее физическое пространство.
А рост продаж оправдывал буквально всё – и увеличение удельных затрат, и отсутствие роста производительности труда…
К тому же, наши бизнесы смогли найти заменители лидерских и управленческих компетенций, которых так не хватало в компаниях.
Нет лидера и компетентных менеджеров?
Не беда – есть другие возможности обеспечить конкурентоспособность компании.
Природа не терпит пустоты.
И она была заполнена использованием административного ресурса, «таможенных окон», неформальных связей с регулирующими органами, налоговой инспекцией и т.д…
И, конечно, в этом случае думать о клиентоориентированности компании не приходилось.
Потому что клиент и так никуда не денется…
А такие психологические установки нельзя заменить в один прекрасный момент.
Поэтому наши бизнесы, поиграв в игру «Создание выдающейся компании», вышли из неё.
Потому что в эту игру нужно было играть совсем по другим правилам, чем те, к которым они привыкли.
Правилам, для поддержания которых нужны совсем другие компетенции.
Не умение париться в одной бане с «губернскими» или «заносить» мэрским, а лидерство и умение использовать современный арсенал менеджмента.
Который не хотел даваться нашим бизнесам даже тогда, когда они пытались это делать.
Потому что авторитарная культура управления не позволяет компаниям становиться инновационным.
И можно с самых высоких трибун произносить слово: «Халва!» (т.е. говорить о необходимости инновационного развития экономики!), но во рту от этого не становится слаще.
А стать выдающейся компанией без инноваций, конечно, можно, если вы работаете, например, в сервисной экономике – там достаточно будет и высокого уровня менеджмента, клиентоориентированности, операционной эффективности и высокомотивированного персонала.
Но для компаний, производящих товары, инновации и дизайн – это необходимое, но даже не достаточное условие для успеха…
Мы разучились мечтать…
Мы не умеем быть амбициозными…
Мы мыслим краткосрочными категориями, вроде: «Пережить бы кризис!»…
Нас не увлекают примеры успешных компаний.
Мы не хотим учиться у них и не проявляем интерес к их опыту.
Не понимая, что отсутствие Мечты ограничивает развитие любого бизнеса.
Не понимая, что отсутствие Мечты не позволяет наполнить драйвом кровь в жилах сотрудников.
Не понимая, что отсутствие Мечты, которая была бы привлекательна не только владельцу компании, но и сотрудникам, не позволяет им ощущать свой труд осмысленным.
Не понимая, что отсутствие Мечты заставляет и владельца компании, и сотрудника одинаково уныло добираться утром на работу для выполнения своих должностных обязанностей.
Хотя, казалось бы, кому не хотелось бы иметь выдающуюся компанию или работать в ней?
Общество сейчас приземлено.
Наши бизнесы по-прежнему считают,что цель бизнеса — это получение прибыли.
А не то,что прибыль — это результат следования к правильной цели.
И компаниями мечты для россиян сейчас являются "Газпром" и РЖД.
А ведь именно мечтатели открывают дорогу движению вперед.
В космос наши корабли полетели не потому,что у Королева были ракетные технологии,а потому что у Циолковского было Видение...
Какое видение сейчас у руководителей нашей страны?
Последнее,с которым я знаком,это было догнать Португалию по ВВП.
Страшно амбициозная мечта для россиян...
Мы разучились мечтать...
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий