Общаясь с участниками проекта "9UP", очень часто ловлю себя на мысли, что ко многим из них у меня остаётся огромное количество вопросов. И я их таки задаю. Но, к сожалению, ответы не может услышать или прочитать никто другой. Поэтому, я решила не быть жадной и делиться с тобой послесловиями прошедших встреч.
Начну с разговора с легендарной
Несмотря на то, что тема бизнеса не самая интересная и важная для Елены Петровны, по некоторым причинам серию разговоров (а их будет несколько) мы начали именно с неё.
- Что, по-вашему, происходит сейчас с бизнесом, и какое будущее его ждёт? Как он может преобразоваться?
- На самом деле, этот вопрос очень обширный.
Первая линия. Совсем недавно многие из нас связывали с бизнесом своё будущее. Однако сегодня видно, что бизнес, как форма организации экономической жизни исчерпал себя. Те структуры и те формы, которые мы имеем сейчас – это результат большого эксперимента, в котором, взяв на себя после Октябрьской революции социальную часть идеологии Маркса, принял участие Советский Союз. Моё утверждение заключается в том, что этот эксперимент окончен и существующие экономические формы изжили себя.
Вторая линия. Бизнес себя изжил, но осталось предпринимательство – его творческая составляющая, с которой начинаются какие-либо формы жизни и которая не исчезает, но всегда уходит из устоявшихся структур.
Теперь пару слов о том, что происходит с бизнесом на Украине. Как только Украина отделилась, и началось движение в сторону того, чтобы быть как все продвинутые и развитые страны, из последних к нам хлынули различные теории бизнеса. И очень многие люди-революционеры – смелые, стремящиеся делать новое, в определенном смысле более зрелые, способные полагаться на себя, лучшие – были оттянуты в бизнес. Они занимались тем, что создавали новые для Украины организации экономической жизни. И это было огромное пространство для экспериментирования.
Бизнес на Западе к тому времени имел большую историю. Там были эволюционным путем опробованы разные модели его организации. А у нас, как думала я, была возможность не наступать на все эти грабли. Потому что зачем, если мы понимаем что ценностная организация, более прогрессивная модель, чем, например, иерархическая или конвейерная? И я пыталась популизировать именно прогрессивные модели. Но ужас заключался в том, что даже эти люди-революционеры, не могли эти модели у себя реализовать. Была какая-то фигня, которая не позволяла перепрыгнуть с первой ступеньки на последнюю. В результате, когда стали отходить семейные формы устройства бизнеса, и он стал разрастаться, владельцы не взяв уже имеющееся лучшее, начали расписывать функциональные обязанности. Люди были превращены даже не в специалистов, а в операторов-функционалов, которые стоят на конвейере, как это было в конце 19-го-начале 20-го века.
В какой-то момент я поняла, что так и должно быть. Тем более, что модели устройства бизнеса менялись довольно быстро. Примерно так же, как это происходило с моделями телефонов – чтобы выжать максимум денег, на наш отсталый рынок сначала запускали устаревшие, потом более новые, потом еще новее. Но проблема была в следующем – эволюционный путь мы проходили, но, по сути, ни одна из моделей не была нами пройдена до конца. Мы успевали их только запустить, попробовать освоить, и, не разобравшись, не доведя до конца, начинали браться за новую.
Потом у нас началась волна тренерства и консультирования. Причем, Западные консультанты тоже стали проникать на наш рынок. Со стороны Запада это было правильным решением – чтобы завоевать какой-то рынок, начинать нужно с идеологии. Так и получилось… Наш рынок оказался завоёван, т.к. в бизнесе происходило следующее – то, что можно было сделать на здравом смысле, очень быстро исчерпалось, среда и деятельность усложнились, и, понятно, что продолжать работать на любительском уровне было невозможно – нужно получать образование. И владельцы бизнесов вместе с разросшейся к тому времени управляющей прослойкой стали пользоваться образовательными услугами, хлынувшими с Запада. Более того, ориентация консультантов на Запад убила существовавшую до этого созидательную позицию людей-революционеров –«Вы нам не указ, у нас своя теория». И сейчас ситуация в бизнес-консультировании патовая – западные модели исчерпали себя, а создавать новые, свои некому.
Подводя итог. На сегодняшний день ситуация следующая. Бизнес не прошел все этапы по настоящему, но уже стар и как экономическая форма умирает. При этом у нас отсутствует прослойка, в которой могли бы возникнуть идеи новых форм.
- Есть ли шанс, что на Украине все-таки возникнут эти новые формы, и при каких условиях?
- Шанс есть и очень большой. Он заключается в том, что у нас попросту нет другого выхода. Во-первых, мы уже один раз пережили изменения больших ориентиров, поэтому можем относиться к этому процессу достаточно легко. В отличие от Запада – инерционного центра с жесткими экономическими механизмами, за которые они будут держаться до последнего, несмотря на то, что это вчерашний день.
Во-вторых, мы еще не успели проникнуться обществом потребления. Да, мы кидаемся на все новое и блестящее, но нельзя сказать, что это вещизм в клинической форме. Это скорее детское. Опять же, в отличие от Запада, где общество потребления насчитывает несколько поколений, и где на нем базируются ценностные, идеологические, мотивационные структуры.
Кроме того, у нас еще не успели умереть мотивы высшего порядка – многие люди готовы безвозмездно, т.е. даром, делать для себя, своих детей, мира вокруг какие-либо вещи. Просто нужен толчок.
Передний фронт сейчас переместился как раз туда, где нет никаких форм и структур. Туда, где люди начинают что-то делать исходя из высшей мотивации, а не за деньги, ордена, медали, пенсии или одобрительное «Молодец!».
Поэтому у нас очень большой шанс для возникновения своего. Но не путем теоретической проработки, а путем деланья. И тогда иные формы соорганизации между людьми будут складываться естественным образом.
- Смогут ли измениться все? Смогут ли новые формы соорганизации влиять на старые, вынуждая их двигаться, меняться?
- Нет. Только разрушаться.
- Да уж... Елена Петровна, последнее время я наблюдаю повальное увлечение людей бизнеса творчеством – рисованием, фотографией, пением, архитектурой и т.п. Если раньше эти люди ходили в тренажерные залы, бассейны, фитнес-центры, теперь – на курсы, мастер-классы, в специализированные на творчестве магазины. Чем, на Ваш взгляд, это можно объяснить, и каким образом соотносятся бизнес и творчество?
- Выступая на конференции «Бизнес и творчество», я утверждала, что это несовместимые вещи. Они и сейчас несовместимы – творчество не может жить в тупой, технологизированной машине по производству денег, которой собственно в большинстве своём бизнес и является. Но сейчас у меня есть понимание того, почему многие содержащие или работающие в бизнесе люди, начинают увлекаться творчеством.
Очень долго никто не создавал новых социальных и экономических форм. Они были поставлены один раз, чуть-чуть корректировались, но принципиально новых идей после Маркса не было.
С одной стороны, люди начинают осваивать сложные и новые для себя деятельности, с другой – профессионалы больше не удерживают знания – отдают, учат. И фактически человек может быстро освоить любую деятельность, не положив на это всю жизнь (как это было раньше).
У этого явления есть две стороны.
Первая – профессии разрушаются. Скорее всего, человечество подошло к окончанию развития последнего этапа цивилизации. Десятые годы в каждом веке порождали нечто новое – 10 лет уходило на то, чтобы пережить развал предыдущего этапа, а потом начинался творческий подъём.
Период совершенствования и специализации в чём-то одном уже прошел. Все знания, которые могли быть добыты таким способом – вглубь – уже добыты. Об этом говорит появление межотраслевых специальностей, например, биохимия – между биологией и химией, распад профессий, стирание границ между ними. Вы заметили, что всё большему количеству людей сложно однозначно ответить на вопрос «Кто ты?», с точки зрения профессии?
- Да. Это и про меня.
Но самые главные границы стираются в голове. Уже нет такого, что человек выбрал для себя одну специализацию – монтёр, и всю жизнь совершенствуется только в ней. Он может пробовать. И не просто ознакомительно, а деятельно – осваивать.
Вторая сторона. Скорее всего, у нас заканчивается не только мелкий этап развития цивилизации, но и эпоха. Психотерапевты и консультанты, которые раньше дрались каждый за своё, сейчас говорят и делают одно – разрушают мешающие жить старые модели, и направляют людей на творчество. Именно на нём базируется созидание. Похоже, что это подготовка к большому прыжку, накапливание и концентрация творческого потенциала людей и человечества в целом.
Те формы, в которых мы раньше жили, не предполагали творческую активность. И поэтому у нас всё – школы, ВУЗы, социальные организованности, бизнес были настроены на функционирование, узкую исполнительскую специализацию. К примеру, школы – у ребенка оцениваются не индивидуальные способности и творческий потенциал, а способность быть как все, прилежно сидеть 45 минут, отступать клеточки, пересказывать чужие произведения – т.е. исполнительские функции. Даже театральные, художественные, архитектурные ВУЗы были заточены на академизм. Творческие процессы, если у кого-то и развивались, развивались стихийно, вопреки.
Хотя образовательные идеи, касающиеся созидательной функции, были и в Древней Греции и у дворянства дореволюционной России, но они не были взяты.
Таким образом, сегодняшнему человеку для того, чтобы что-то создать, необходимо исполнить, пройти, освоить то, что не было освоено в детстве. Наиболее чувствительные люди, могут даже не осознавать этого, но страдать от того, что новые увлечения их просто-напросто засасывают. Люди говорят: «Я не могу себя заставить делать свою повседневную работу, меня влечет рисовать, писать, фотографировать, лепить из глины и т.п.»
- Можно ли сказать, что люди, уходящие в творчество, пытаются найти себя?
- Конечно, это может быть основным мотивом, но это никогда не будет реализовано. Найти себя, самоопределиться – это всё достижения прошлой цивилизации. В ставшем, структурированном, понятном мире найти себя можно – есть по отношению к чему самоопределяться. Но у нашего поколения стоят другие задачи. Мы не можем найти себя, потому что нет по отношению к чему… Это и есть начало созидания.
- Я наблюдаю отрыв людей от структур. Безусловно, этому помог кризис – те, кто раньше не решались, оказались вынуждены. Каким образом сейчас меняются отношения между человеком и структурами?
- Два ответа. Первый – бизнес, каким мы его знаем, в ближайшее время умрет. Второй – с бизнесом происходит то же, что и с творчеством. Он становится доступен каждому, т.е. нет в нём ничего такого, чем не мог бы овладеть нормальный и зрелый человек. Об этом же говорят авторы книги «Бизнес в стиле фанк» и Питерс, который у них списал – бизнес будет возвращен человеку точно так же, как и другие отчужденные способности. Самоменеджмент, организация своей жизни и деятельности, управление ими – обычные человеческие способности, такие же, как читать и писать.
То есть, с одной стороны, можно сказать, что бизнес умрет, как форма организованности, с другой – что он переместится внутрь каждого человека. Понятно, что поодиночке мы не прорвёмся, понятно, что нужно группироваться и распределять работу, но другим образом. Дело не в том, что кто-то командует, а кто-то исполняет. Дело в том, что каждый делает свой кусочек работы. И пусть какое-то время это называется организацией.
Существующие бизнес-структуры и их владельцы с одной стороны, и люди в этих бизнес-структурах задействованные – это зависимые структуры и люди. Те, кто работают «на» — не попрощались с детством и всё еще ищут папу и маму, которые будут о них заботиться. А владельцы – те же дети, которые играют в папу и маму.
Уже давным-давно труд никак не связан с деньгами, а работа превратилась в занятость. Наиболее распространённые проявления – оплата присутствия на работе, старания, статуса, но не реального вклада, результата. Эта фальшивость уже стала выпукла и очевидна. Бизнес не может это поддерживать, иначе это иллюзия бизнеса.
- Что будет с людьми, которые захотят продолжать «играться»?
- Играться больше невозможно. Понятно, что смерть существующих форм бизнеса не наступит мгновенно, тем более у нас. Ведь сейчас только в бизнесе происходят какие-то продуктивные вещи. Пусть мало, но все-таки происходят. Да и не стоит забывать, что именно бизнес всех кормит – пенсионеров, политиков…
Что делать в этой ситуации? Во-первых, честно себе признаться в том, что это происходит. Во-вторых, помнить, что нельзя спрыгнуть с эволюционного пути – перейти из ясель в 10-й класс. Мы должны пройти весь путь. Другое дело, что этот процесс можно более-менее грамотно организовать. Так, чтобы каждый участник получил движение в своем развитии.
Я не сторонник революций – «до основанья, а затем…». Новое из разрушенного построить невозможно. Нужно искать переходные формы. И последняя тенденция – проектная форма. Чем она отличается от организации? Тем, что последняя имеет стабильную структуру, а в проектной всё организовано вокруг дела, которое должно быть сделано, а то, как это произойдёт – как люди договорятся. Проектная форма пришла из творческих профессий. Она временная и не нуждается в офисах, регламентах, секретаршах и прочих атрибутах прошлой жизни.
Во все политически и экономически сложные времена, я говорила своим клиентам: «Не бойтесь. Да, может быть так, что завтра у вас отберут завод, закроют бизнесы, но эти вещи приходят и уходят, а мы с вами остаёмся. Правда же? Правда. Я всегда буду заниматься своим делом, и вы всегда будете заниматься своим. Правда же? Правда. И мы всегда можем встретиться, скооперироваться и что-то сделать. Правда же? Правда»
Много-много-много людей должны делать много-много-много экспериментов, для того, чтобы создать что-то новое, ну или хотя бы для того, чтобы появилась идея о том, что должно быть создано.
Лиза Волкова vs Коструб Елена Петровна
Июль 2009
-
Ну прямо кино — "У всех трудящихся два выходных дня в неделю. Мы цари работаем без выходных. " Борнео отдых, это лучшее предложение этого сезона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий