Журнал «Эксперт» на этой неделе опубликовал статью-исследование «Свадьба дела с идеалом», продолжающую рассказ о российских компаниях-«газелях» :
В статье очень много информации о том, как динамично развивающиеся компании находят возможности и точки роста.
И я рекомендую внимательно изучить представленный в статье опыт этих компаний.
В фокусе внимания исследования оказались проблемы маркетинга и рекламы.
Но затронуты там, пусть и по касательной, важные вопросы организационного развития и организационного поведения.
И я бы хотел остановиться в этом своем постинге только на одном.
О балансе «работа-жизнь».
Цитата из статьи.
«Виктор Кудрявцев (генеральный директор компании «Верность качеству», производящей шоколад) называет членов своей команды сумасшедшими: «Им интересно. Если здесь остаться вечером, то видно: люди сидят до десяти-одиннадцати часов. И никто их не заставляет это делать. Я ухожу в девять-полдесятого, они еще сидят. Это, наверное, очень активные люди, которым не безразлична жизнь, которые хотят что-то сделать, для которых деньги не главное, а они хотят что-то в жизни изменить».(ц)
Члену управленческой команды компании сидят на работе до 22-23 часов!
И генеральный директор считает это нормальным.
Хоть и называет их «сумасшедшими».
Но видно, что подобное усердие управленцев руководитель негласно одобряет – ведь он и сам работает до половины десятого!
Представляю себе, как в компанию пришел работать менеджер, привыкший справляться с задачами дня в отведенное рабочее время.
В шесть часов вечера он выключает свой компьютер и идет к шкафу, где висит его верхняя одежда. .
Но все коллеги остаются на рабочих местах.
И когда озадаченный менеджер понимает, что оделся только он один, то спрашивает: «А вы почему не одеваетесь – рабочий день ведь уже закончен?».
И в ответ слышит тихий голос коллеги: «Так Сам еще здесь!», указывая пальцем в направлении кабинета генерального директора.
И как в такой ситуации быть менеджеру?
Уходить неловко.
А дела все сделал.
Остается раздеться и ждать, когда домой пойдет Сам.
Раз здесь так принято.
Конечно, кроссворды после работы решать нельзя.
И в игры играть неловко – могут «застукать» прямо на рабочем месте.
Поэтому нужно как-то ловко имитировать бурную деятельность.
До девяти часов вечера.
Когда в кабинете генерального станет темно и от крыльца заводоуправления отъедет персональная машина Самого, увозя того домой.
Но отъезд Генерального – это еще не повод для того, чтобы все расходились по домам.
Ведь в машине генеральный может вспомнить о том, что не успел спросить у кого-то из управленцев — чем завершилось обсуждаемое дело или как удалось разрешить проблему.
А вдруг на его звонок с мобильного кто-то не подойдет к телефонному аппарату?
Да и охрана отмечает время прихода и ухода сотрудников.
Ну как будет выглядеть уход с работы всей управленческой команды через десять минут после того, как машина генерального отъехала от заводоуправления?
Это будет просто непристойно!
В своей показательности.
Поэтому час еще нужно выждать.
Но это будет уже совсем другой рабочий режим!
В это время можно и проверить у ребенка как он выучил уроки.
И узнать у жены, что будет на ужин.
И поиграть в стратегию.
А можно даже выпить, если коллега на машине живет рядом и вам по пути.
Хотя бы пива.
Чтобы снять напряжение рабочего дня.
И справиться с томительным ожиданием отъезда генерального.
Именно так управленцы и становятся командой.
Которая имеет общую цель…
У которой есть общие ценности.
Команда, которая сильна своей общностью.
Вот только общность эта вызывает некоторый скепсис.
Потому что руководитель компании сам подвел своих подчиненных к неформальному объединению.
Которое работает на принцип «Здесь так принято!» (сидеть до позднего вечера!).
Но которое как коррозия разъедает основы командности.
Потому что невозможно быть требовательным к своему коллеге, с которым вечером ты вместе изображаешь бурную деятельность, подыгрывая начальственным привычкам долго засиживаться на работе.
Потому что участие в групповых играх создает основу для формирования взаимопокрывания, когда «Виновных нет!» — ведь все себя ощущают сидящими в одной лодке.
И виноват в этом не кто-то, а генеральный директор.
Считающий, что работать до 23 часов – это нормально.
Конечно, вы скажете, что у компаний есть разные этапы жизненного цикла.
И в эпоху «детства, отрочества и юности» компании неизбежна работа на износ и допоздна.
Я знаю – не раз переживал эту фазу на собственном опыте.
Но у компании «Верность качеству» уже другой уровень зрелости – есть действующее производство и система сбыта.
Почему тогда генеральный директор и управленческая команда сидят допоздна на своих рабочих местах?
Что им мешает использовать инструменты регулярного менеджмента для управления компанией?
Я уже не говорю об инструментах лидерства, о котором так много говорится в статье.
Но разве может лидер сесть в свою машину в половине десятого и ехать домой, если его подчиненные остаются на рабочих местах?
Лидер бы вышел к своим сотрудникам и сказал: «Сегодня у нас нештатная ситуация – настоящий аврал. Я свои дела уже закончил, поэтому готов помогать теперь вам с тем, что не удается решить до столь позднего времени!».
И, засучив рукава, включился бы в общую работу или стал оказывать помощь отстающим.
Но не только.
Вполне уместно было бы вспомнить : «Уже очень поздно, а вы всё еще не ужинали. Давайте я сейчас закажу ужин в ближайшем ресторане, чтобы его быстро привезли прямо на наши рабочие места!».
И заказ такси для тех сотрудников, кто не на машине приехал на работу.
Чтобы в одиннадцать ночи провинциальный управленец (компания работает в городе Касимов!) не попал, возвращаясь домой, в криминальную историю.
И когда управленческая команда, закончив все дела, вместе покинет административное здание, отправляясь к своим машинам и такси, лидеру нужно сказать : «Мы сегодня славно потрудились! Но в дальнейшем давайте будем работать без таких серьезных переработок. Давайте завтра (делаю себе в ежедневнике пометку!) обсудим вопрос о том, не нужно ли нам открыть новые управленческие вакансии в компании для того, чтобы не работать в условиях перенапряжения и аврала. Благо сейчас на рынке труда ситуация, позволяющая нанимать людей с адекватной зарплатой. Поэтому нужно разобраться с тем, кто, в каком количестве, на какие позиции нам нужен, раз мы не собираемся останавливаться в своем развитии. А в эту пятницу всех, кто сегодня вечером работал, прошу закончить все дела до обеда! Потому что всем нам необходимо восстанавливать свои силы и энергию. Всем нам нужно уделять внимание своей семье.
Всем нам нужно беспокоиться о своем здоровье. Давайте не будем забывать об этом. Поэтому в 15-00 я жду всех со своими семьями в лучшем городском ресторане на обед, оплачиваемый компанией. Пусть такой маленькой толикой мы сможем отблагодарить ваши семьи за то, что свое время на этой неделе вы оторвали от семьи, работая допоздна!»
Вы скажете, что это слишком?
Не думаю.
Расходы на такси, оплату еды и посещения ресторана пустячные.
А люди получили бы отчетливый сигнал о том, что успешным будет считаться не тот, кто дольше всех сидит на работе, а тот, кто успевает всё вовремя.
И что для того, чтобы оставаться членом управленческой команды, необходимо пересмотреть свои приоритеты в управлении временем.
Быть может, подкрепив это подарком каждому книги по тайм-менеджменту.
А управленческие мозговые штурмы или креативные сессии нужно проводить в рабочее время, а не после работы!
Потому что это и есть главное в сути управленческой работы – планировать, организовать, контролировать и мотивировать.
А если вы, как руководитель, будете контролировать эффективность менеджеров по тому, когда они уходят с работы, а не по результатам, тогда вы получите коллективные посиделки допоздна.
Но не получите управленческой команды, ориентированной на результат.
Что обречет вас на то, чтобы сидеть в директорском кабинете до поздней ночи…
Комментариев нет:
Отправить комментарий