Тринадцать лет назад, после бесконечного сидения дома я
попала в крупную торговую корпорацию, в которой почти проросла корнями. И долго
после этого считала себя человеком корпорации, втайне мечтая управлять
масштабным и масштабируемым бизнесом. Потом я вкусила прелести дальнейшей наемной
работы, когда, даже если управляешь ты, кто-то все равно управляет тобой, и
ушла в свободное плавание.
Тогда мне хотелось сделать большую тренинговую компанию, в
которой люди бы росли, как профессионалы, работали вместе и получали не только
деньги, но и удовольствие. На деле же мои мечты оказались поистине маниловскими
– ни фига у меня не получалось строить развернутый бизнес, поэтому фраза
Мастера на четвертой ступени школы бизнес-тренеров: «Тренинговая компания – это
не масштабируемый бизнес», в шок меня не повергла.
Давайте разбираться, что такое масштабируемый бизнес и что
такое НЕ оный. Какие виды бизнеса могут масштабироваться, а какие – никогда.
А если бизнес в большей степени завязан на имя его владельца – например, знаменитого юриста или психолога, или врача, или артиста (тоже ведь бизнес, только шоу-), разве можно создать в другом регионе точно такой же клон-близнец? Кто-то скажет, в принципе можно. Соглашусь, что в принципе, вот только надолго ли? Ведь если человек приходит к тебе работать, значит его имя — еще не бренд. И очень скоро он не захочет «продвигать» твое имя, потому что у него есть свое собственное. Он поработает у вас, обрастет вашими знакомыми да в какой-то момент и выйдет на вольные хлеба, становясь вам конкурентом. Вот так нежданчик!
В мире существуют компании стабильные — с оформлением по КЗОТу и прочая, а есть компании-кочевники, которые собираются для какого-то проекта, получают капусту и разбегаются до новой возможности. Не масштабируемый бизнес как раз подходит под этот сценарий. Вы можете найти крупный проект, вызвать коллег для его выполнения, оговорить гонорар каждого и профессионально выполнить работу. Вы будете довольны, клиент доволен, коллеги довольны. Может так статься, что, когда им обломится большой проект, который просто невозможно будет выполнять в одиночку, они позовут вас.
То, что в тренинговом бизнесе называется большой компанией, на деле выглядит, как компания-кочевник в лучшем случае, и, как черти-что и сбоку бантик – в худшем.
Однажды, еще на заре своей деятельности я ходила на собеседование в одну столичную тренинговую компанию, которая хотела открыть представительство в нашем регионе. Работа, которую мне обрисовали, мало отличалась от обычной офисной. Ты должен был сидеть в офисе с девяти до шести совершенно бесплатно, искать клиентов, продавать тренинги, которые ты же будешь проводить, и возможно, в выходные. За это обещалась зарплата в размере пять тысяч (5000) рублей за шестнадцатичасовой (16!!!) тренинг.
Нехитрый подсчет показал, что за отработанный без выходных месяц я могу получить двадцать тысяч рублей в лучшем случае (оставим за кадром энергетический ресурс тренера). Возникает вопрос – какого нормального бизнес-тренера можно найти на такие условия? Ответ – никакого. Могут пойти только вчерашние студенты. Но им до тренеров еще, ой, как далеко. Качество услуги где? Хочется сказать в рифму — в Караганде. Кроме столичного имени (читай, понтов) в названии, ничего нет. Немудрено, что эти компании при наступлении кризиса почили в бозе первыми.
Поэтому в немасштабируемом бизнесе вся кадровая структура может только облегчать жизнь и крутиться вокруг одного имени-бренда, нравится вам это или не нравится. Исключения составляют только очень ограниченный круг сотрудников, которые волею судеб носят с брендом одну и ту же фамилию – жены, мужья, дети. Если вам удастся создать такой бренд, размер вашей компании может увеличиться, но славы масштабируемого бизнеса достичь снова невозможно.
Один из способов масштабирования, приемлемый в сфере услуг – продажа франшизы или передача технологии ведения того или иного продукта. Это направление еще мало раскручено, хотя, кто знает, может, за ним и будущее?
В завершении хочется сказать спасибо умным френдам, которые мне подкидывают новые темы для постов.
Дружески,
Рина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий