Цитата:
"Из разговора с
М.В.: Давайте сначала с харизматическим лидерством разберемся, среди исследователей которого можно назвать House; Conger & Canungo. House описывает харизматического лидера как доминирующего, уверенного в себе человека, обладающего ярко выраженным чувством моральных ценностей и сильным желанием оказывать влияние на других. Conger & Canungo выделяют следующие характеристики харизматического лидера:
- видение и его артикуляция
- высокая сензитивность по отношению к окружению
- высокая сензитивность к потребностям членов команды
- личное принятие риска
- неконвенциональное поведение
В настоящее время харизматическое лидерство интенсивно изучается голландскими исследователями, разработано несколько шкал, пристально исследуется роль харизматического лидерства в проджект менеджменте. Оказывается, в данной области харизматическое лидерство более эффективно по сравнению с другими видами лидерства.
В противоположность широко распространенному мнению о лидерстве как об узко направленном феномене, имеющем отношение к организационной и/или политической жизни, это (лидерство) — такое же обыденное явление, как, например, общение. Современная теория лидерства предлагает концепции, которые могут быть использованы в качестве наглядных описательных схем диадических отношений лидера и ведомого (leader — follower): теория лидерства как отношения обмена, например, в теории LMX (leader-member exchange theory), теория лидерства как влияния и пр. Что касается теории обмена (exchage theory), она, как частный случай теории рационального выбора (rational choice theory), позволяет работать и развиваться современным направлениям маркетинга.
С целью рассмотрения лидерства как влияния/ власти хотелось бы напомнить типологию социальной власти по моему любимому ридеру по лидерству Pierce & Newstrom (2006). Leaders and the Leadership Process. McGraw-Hill: — вознаграждающая — коерсивная (карательная) — легитимная — референтная — экспертная Как перевести эту типологию на язык популярного менеджмента, каковы ее проявления на уровне профессиональной организации? Любая власть информационного толка относится к категории экспертной власти. Если занимаемая "отцами" социальная ниша — следствие преклонения перед их заслугами, то имеем дело с властью легитимной, т.е. следуем определенной прописанной и принятой в обществе иерархии — по типу старейшин аула :) Если такой старейшина стоит во главе распределения благ, то бишь является руководителем той или иной профессиональной организации, то, в зависимости от тенденции позитивного или негативного подкрепления, он будет наделен еще и вознаграждающей и/или коерсивной властью. Теория власти спрашивает, что ты мне дашь в обмен на то, что есть у меня. В маркетинге потребитель платит деньги в обмен на удовлетворение своей потребности. В психологии потребитель платит деньги в обмен на помощь (информацию) в поиске своей истинной потребности :) В современном обществе вообще мы платим если не за информацию, то за указание о том, какое знание нам необходимо в данном контексте и где/как его найти. Если нечем платить/или не хочется, то переходим на натуральный обмен: знание — знание. С точки зрения теории обмена, можно обменять знание на другое знание, знание на власть, знание на деньги ( власть, знание на статус ( власть.
О.В.: К теме лидерства хотелось бы вернуться.
М.В.: Я считаю, что практически любой человек может быть лидером. Главное понять, каким, где и когда. С точки зрения т.н. теории путь-цель (Path-Goal Theory), контекст играет весьма важную роль в идентификации лидерства, эффективного в отдельно взятом контексте. Давайте рассмотрим контекст в качестве переменной, которой мы можем манипулировать. Получится такой подвижный профиль-паутина, реагирующий на колебания трех факторов (независимых переменных): стиль лидерства, контекст, профиль ведомого/ последователя.
О.В.: Ну вот у нас контекст — экономический кризис и сокращение уровня расходов в конце 2008 (я приводила цитаты практиков-психотерапевтов из сообщества в ЖЖ). И ещё контекст — перепроизводство дипломированных малоквалифицированных психологов (об этом Светлана Евгеньевна говорила). Какой стиль лидерства и какой профиль последователя обычно с этим соотносят? Неохота изобретать велосипед, когда наука уже давно изучает эти процессы и явления...
О.В.: Марина Викторовна, уравнение с восьмью переменными это не слабо, скажу я вам :)
М.В.: Конечно, просто хотела оригинальную картинку. Я мыслю схемами. Можно здесь посмотреть
Ольга Викторовна, сузьте еще контекст, пожалуйста. Где: а) в пси-профессии; б) в политической жизни России или другой страны; в) в психологии потребления; г) в компании (тогда нужно знать хоть что-то о ее нише на рынке, организационной культуре и пр.)
О.В.: Умеете вы, однако, ссылочку дать. Ушла читать, буду минут через десять
М.В.: Переменных там 6 получается. Вот за это я и люблю теорию и великого К. Левина, который сказал, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Все сразу ясно и можно спрогнозировать результат. Чудес никто не обещает, но и в интуицию ходить не будем тоже .
Итак, 3 фактора:
1. Стиль лидерства
- директивный
- партисипативный
- поддерживающий
- ориентированный на достижение
2. Профиль последователя/ ведомого, который подразделяется на:
а) способности (если упростить, то уровень интеллекта и экспертизы в определенной области);
б) локус контроля (внутренний или внешний)
3. Контекст, состоящий из:
а) структуры задачи
б) системы власти
в) рабочей группы
М.В.: Небольшая иллюстрация в завершение нашей беседы. Модель ситуационного лидерства (Hersey & Blanchard) успешно применяется в разработке тренинговых и любых других учебных программ, особенно ее любят в тренингах продаж. Согласно модели Холландера (theory of followership) делаются политические прогнозы профиля грядущего лидера на основании ожиданий ведомых (followers). Теория лидерства как влияния позволяет корректировать управленческий стиль и эффективно сочетать различные типы власти (уже говорили об этом) и техники влияния (такие как рациональное убеждение, лесть, партитсипативное принятие решений, похвала и т.п). Думаю, этого достаточно."
со страницы Ольги Викторовны Бермант-Поляковой
фасадная плитка для отделки дома улучшит его теплоизоляцию и придаст ему неповторимый внешний вид и даже шарм!
Хотели бы вы, чтобы у вас было свое гнездышко за рубежом? обзор недвижимости в Болгарии — выгодное вложение. Начиная с 2004 года стоимость недвижимости в Болгарии начала уверенно идти вверх!
Бесплатная доска объявлений предоставляет возможность размещать объявления о продаже и покупке товаров. доска объявлений Орел и Орловская область!
Комментариев нет:
Отправить комментарий