«Никогда не угрожай своему врагу и не оскорбляй его, так как ни одно, ни другое не уменьшит его силы; первое сделает его более осторожным, второе увеличит его ненависть и сделает его более настойчивым в стремлении навредить тебе». Никколо Макиавелли
Навыки работы с дебиторской задолженностью необходимы каждой компании на любом рынке, ведь риск столкнуться с недобросовестным клиентом существует всегда. Однако умением определять тип должника и выбирать соответствующую случаю стратегию ведения деловых переговоров по возврату дебиторской задолженности редко кто обладает.
Вот вам пример. Компания, ранее стабильно погашавшая взятый в банке кредит, задержала очередной ежемесячный платеж, что в принципе с каждым может случиться: подводят партнеры по бизнесу, несвоевременно расплачивающиеся за оказанные им услуги.
Отдел по работе с дебиторской задолженностью немедленно отозвался: банковский служащий позвонил нерадивому клиенту. Однако с компетентным в этом вопросе сотрудником поговорить ему не удалось, ни во второй, ни в третий раз. Что для банка, конечно же, означает желание клиента уйти от выплаты кредита.
Следующий звонок должнику был таким:
— Здравствуйте! Марию Ивановну можно? — Как вас представить? — Представьте меня в душе с мочалкой и с мылом! — Простите, не поняла. — Не поняла?! Моюсь я!! Марью Ивановну позовите!!!
Хорошо, что должник даже и не думал о том, чтобы не платить. А если бы намерения должника были бы иными?
В решении таких вопросов у каждой компании должна быть четкая, продуманная политика. Каждый сотрудник должен знать, какое значение оказывает наличие дебиторской задолженности на работу компании, как определить тип клиента и выбрать адекватную стратегию работы с ним и предотвратить образование задолженности еще до подписания договора. Построение отношений с должником; анализ интересов сторон и поиск областей их пересечения; работа с типичными отговорками и возражениями должников; диагностика конфликта, признаки и степень его выраженности; переговоры с партнером, которого нельзя потерять ни в коем случае; манипуляции и методы противостояния им; фиксирование договоренностей; принятие решений и завершение переговоров — вот лишь малая часть того, что должен знать и уметь каждый менеджер.
Умение взыскать задолженность путем переговоров, без обращения в суд, поможет построить доверительные отношения с клиентом, при этом сама вероятность того, что задолженность не будет погашена, становится минимальной.
Конечно, иногда не удается обойтись без твердых, жестких переговоров. Но даже в этом случае следует помнить о том, что это переговоры, а не позиционный торг.
Мы уверены в том, что правильное построение отношений с должниками обеспечит компании стабильное и уверенное развитие.
А как считаете вы?
С уважением, Ирина Трефилова, специалист по корпоративному обучению
Комментариев нет:
Отправить комментарий