вторник, 23 марта 2010 г.

Книга, которую должен прочитать каждый управленец


Книга "Трудный выбор: уроки бескомпромиссного лидерства в сложных ситуациях от экс-главы Hewlett-Packard"

Эксмо, 2009 г.


Автор

Карли Фиорина (
Президент и исполнительный директор Hewlett-Packard с 1999 по 2005 гг., а также председатель совета директоров с 2000 по 2005 гг. В настоящее время входит в состав советов директоров нескольких компаний)

Аннотация:
Вы держите в руках воспоминания одного из самых выдающихся руководителей высокого ранга в мире бизнеса, исполнительного директора всемирно известной компании Hewlett-Packard. Об этой женщине говорили разное: утверждали, что она мужчина в юбке, что у нее жесткий и бескомпромиссный характер. Возможно, в этом есть доля правды. Иначе как удержаться на вершине делового мира, где обитают топ-менеджеры? Книга предлагает взглянуть на эту неординарную личность другими глазами — глазами самой Карли Фиорины.
Карли Фиорина прошла путь от секретаря в брокерской конторе до лидера крупнейшей компании. Вы узнаете, как постепенно, шаг за шагом, она вырабатывала в себе навыки настоящего лидера — человека, за которым люди согласны идти без лишних вопросов. Кроме того, вы узнаете много интересного о внутренней жизни известных компаний, в которых довелось работать автору этой книги.


Эта книга потрясла меня своей откровенностью. Она много мне дала, как управленцу..


 
 Книга Карли Фиорины очень откровенна, а любое откровение настоящего лидера вызывает живой интерес у читателя. Книга написана тогда, когда Карли уже могла отстраниться от эмоций пережитого ею разочарования и обиды от увольнения с поста исполнительного директора Hewlett Packard. Объективность, с которой автору удалось построить повествование, вызывает уважение и восхищение. Эта книга – собрание бесценных практических уроков лидерства и время потраченное не нее не может быть потерянным, для человека, стремящегося добиться в бизнесе или своей карьере чего-то большего.
  Эта книга – очень сильного и талантливого  лидера. И при этом - лидера-женщины. Уже это выделяет книгу из ряда уже опубликованных биографий и историй успеха. Наверное только женщина может написать так пронзительно откровенно, не щадя себя и свое самолюбие. , Проведя в компании 5 лет сложнейшей работы, связанной с реорганизацией работы компании, Карли была уволена по неочевидным для нее причинам. Увольнение топ-менеджера публичной компании такого уровня без объяснений является беспрецендентным событием и это не давало ей покоя. Будучи  человеком с очень высоким уровнем интеллекта, склонным, в том числе к аналитике, она постоянно возвращалась к событиям, выстраивала  взаимосвязи и искала истинные причины поведения и поступков окружавших ее людей. Результат этих размышлений в виде весьма конкретных и поучительных выводов и придает этой книге ни с чем несравнимую остроту, что не может не выделять эту книгу среди других.
 В книге очень много психологии: ни в одном учебнике по лидерству вы не найдете ответ на вопрос как себя вести женщине-менеджеру, когда партнеры приглашают обсудить сделку в стриптиз-клубе, как реагировать на откровенное публичное хамство по отношению к себе со стороны влиятельных сослуживцев, как говорить людям трудную правду, как справится с прессом, под который попадаешь взвалив на себя ответственность за работу громадной корпорации. В книге Карли все это есть. Она не стесняется показывать свою слабость – откровенно признается, что тряслась как осиновый лист перед сложными переговорами, что плакала и боялась брать на себя ответственность в связи с очередным повышением….Все это подкупает и вызывает восторг от прочтения!
 При современных темпах развития бизнеса книги о менеджменте быстро устаревают. Насколько, на ваш взгляд, эта книга соответствует нашему времени, и какой у нее "срок годности"?
 Книги о менеджменте устаревают со временем. Темпы развития бизнеса не влияют на законы менеджмента и постулаты лидерства. Любой бизнес создается и делается людьми, а вернее командой и ее лидером. Тема значения командной работы и мотивирующей роли лидера в ней проходит красной нитью по всей книге Карли Фиорины. По мнению Карли, заставить сотрудника  переключиться с поиска самого легкого пути на поиск самого эффективного, ставить перед собой амбициозные цели, увидеть в себе потенциал для развития может только настоящий лидер.

 «Лидерство заложено в характере человека и проявляется тогда, когда он решает что-то изменить в этой жизни. Лидеры способны разглядеть и помочь проявиться аналогичному потенциалу в других, достаточно лишь предоставить им доступ к технологиям и обеспечить помощью окружающих»

 
В книге Карли Фиорина говорит о том, как она начинала свой карьерный рост, какие ошибки совершала, какие уроки выносила. Эти вопросы вечны и актуальны в любое время. Что же касается работы в HP, то тема управления изменениями и внедрение инновационных технологий в производстве и управлении  также не имеет «срока годности».
Может ли эта книга воодушевить начинающих менеджеров? Может ли книга вдохновить на то, чтобы расправить крылья, и с уверенностью вывести свой бизнес из кризиса?
 Без сомнения эта книга воодушевляет. Она дает толчок к достижению чего-то большего. Что касается состояния кризиса, то в него может попасть любая компанией вне зависимости от макроэкономической ситуации в мире. В книге этому уделяется достаточно много места

 «В тяжелые времена, когда экономика вступает в полосу спада и продажи сокращаются, все внутренние проблемы компании становятся очевидными. С этой точки зрения, экономический спад можно считать не самым плохим инструментом оптимизации управления компанией. Проблемы, на которые раньше никто не обращал внимания, теперь приходится решать …Я неоднократно беседовала с членами совета директоров и менеджерами о необходимости снять, наконец, розовые очки и начать говорить друг другу правду».

Весьма актуальными будут мысли и управленческие решения Карли Фиорины относительно вопроса увольнения сотрудников с целью оптимизации расходов компании.
 «Я не верю в то, что непопулярные преобразования лучше проводить постепенно. Если все равно придется сокращать людей, лучше сообщить им об этом раньше, а не позже. Иначе поползут слухи, люди не смогут сосредоточиться на работе и будут гадать, есть ли их фамилии в списке кандидатов на увольнение. Но ни в коем случае нельзя оскорблять увольняемых или демонстрировать им пренебрежение. Вы не можете просто вручить им уведомление об увольнении и вытолкать за двери. Каждый заслуживает уважительного и доброжелательного отношения. Ведь каждый сотрудник компании, в том числе и те, кого придется уволить, вносит свой вклад в ее развитие. Пусть даже этот вклад оказался не столь большим или не соответствует ожидаемому.

Частью уважительного отношения является сообщение об увольнении в личной беседе спокойным и дружелюбным тоном. Нельзя полагаться на бумагу или электронные письма. Кроме того, следует помочь человеку сделать следующий шаг в жизни, предоставив ему время и оказав соответствующую помощь».

 

Чтобы соблюсти все эти требования и провести сокращение как можно быстрее Карли пригласила внешнюю фирму, чтобы организовать подготовку менеджеров, персональные собеседования и консультации по поиску нового места работы.

«Мы дали людям время попрощаться со своими коллегами и завершить текущие дела, прежде чем покинуть компанию. Мы выплатили щедрые компенсации и пособия — гораздо более щедрые, чем в других компаниях отрасли, или в Agilent. Я получила множество мобильных сообщений от уволенных сотрудников, нашедших силы и время поблагодарить компанию за оказанную помощь. Но это тяжелое лето, когда нам приходилось просить людей идти на жертвы, мириться с сокращением заработной платы и увольнением друзей на фоне подготовки к грандиозной сделке, показало кое-что еще. Она показало, что люди имеют право ставить менеджерам, в том числе и исполнительному директору нелицеприятные вопросы и получать на них прямые ответы. Такова была обратная сторона медали — попытки компании научиться говорить и слышать правду. Я всегда поощряла сотрудников задавать мне вопросы. Я искренне благодарила их за особенно острые и сложные вопросы, бывшие у всех на уме. Когда люди видят, что можно задавать такие вопросы исполнительному директору, не опасаясь последствий, происходит формирование здорового морального климата в компании. И лидер должен отвечать честно, даже если правда совсем нетакова, как хотелось бы слушателям. Умение переносить напряжение, связанное с открытым общением с персоналом, является частью работы исполнительного директора».

Каждая книга, даже самая плохая, чему-то учит. Какой урок преподает Карли Фиорина?

 На мой взгляд,  главный урок, который можно вынести из книги Карли Фиорины —  быть верной своим принципам, оставаться в любой ситуации самой собой.
В своей книге Карли сформулировала этот так:
" Нельзя продавать свою душу. Нельзя делать что-либо только потому, что чувствуешь себя обязанной. Будь сама собой, занимайся тем, что приносит тебе радость и удовольствие. Если ты продашь душу, никто не вернет ее тебе "

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий