четверг, 25 марта 2010 г.

Типовые стратегии управления беспорядком


Многие люди говорят, что у них никогда не хватает времени на то, чтобы навести порядок в делах, тогда как на самом деле постоянно пользуются практичными организационными схемами, вполне позволяющими держать ситуацию под контролем. Перечислим наиболее распространенные методы управления беспорядком, которые большинство людей использует, недооценивая их эффективность и результативность.
 Локальный беспорядок.
 Терпимость к ограниченному, четко очерченному очагу беспорядка способна существенно облегчить задачу поддержания порядка в целом. Некоторые люди специально выделяют один ящик на кухне, один в спальне, несколько полок в кладовке или один стол в офисе под «мусорохранилище», что облегчает тяготы уборки всей комнаты. А, скажем, магнитные доски для записок или используемая для тех же целей поверхность холодильника могут освободить кухню от валяющихся в беспорядке счетов, детских рисунков и других бумаг. 
 Лунные циклы
 Беспорядок может иметь естественную цикличность: в течение какого-то времени он накапливается, а затем, в заранее известный момент, полностью или частично ликвидируется. Можно мириться с беспорядком в течение недели, но сделать уборку в выходные, или терпеть нагромождения книг и тетрадей весь учебный год, но разложить все по полочкам на летних каникулах. А можно приурочить разбор завалов к моменту, когда ожидается затишье на работе, перерыв в исполнении родительских обязанностей или просто подходящее настроение.
 Пирамида
 Практически все, что сложено в стопку, выглядит вполне аккуратно. В таком случае необязательно как-то упорядочивать элементы и даже складывать подобное с подобным. Сила тяжести оказывается универсальным крепежным средством: разбросанные на столе журналы, диски, книги, фотографии, игральные карты, рецепты и пакетик фисташек — все это можно сложить в одну аккуратную стопку, вполне устойчивую и не особенно бросающуюся в глаза. Уровень аккуратности всегда можно еще немного повысить, воспользовавшись корзиной и переложив вашу пирамиду туда, — это способ отгородиться от беспорядка, вместо того чтобы с ним бороться.
 Археологический интерес
 Груда вещей, кое-как втиснутых в ящик стола или шкафа, как попало засунутых на чердак, под кровать, под стол или даже за диван, не обязательно непрактична: наиболее важные предметы все равно обычно оказываются наверху кучи. Это происходит естественно: часто используемые вещи долго не залеживаются и потому не могут затеряться в нижних «культурных слоях», а редко используемые оказываются погребенными где-то на глубине, и их будет любопытно раскопать годы спустя. Беспорядок также можно спрятать в местах, которые, строго говоря, не предназначены для хранения вещей: например, за мебелью, под ванной, между стиральной и сушильной машинами и другой крупной бытовой техникой.
 Профилактика
 Кто-то борется с накопившимися завалами и кучами разбросанных вещей, как с ядерными отходами, считая, что они тоже требуют мощной дорогостоящей очистки и не терпят легкомысленного обращения. Кто-то действует более разумно и часто устраивает мелкие уборки, удерживая беспорядок в приемлемых рамках и не давая ему нарушить жизненный уклад. Например, можно периодически просматривать кипы вещей, чтобы убедиться, что под ними не скрыто ничего важного; избавляться от одного-двух бесполезных слоев завала, освобождая место для новых; складывать излишек разбросанных вещей в одно место, чтобы более рационально распределить полезную площадь.
 Срочная реанимация
 Когда беспорядок грозит выйти на потенциально опасный критический уровень, можно успешно предотвратить катастрофу за счет всплеска активности, направленного на упорядочение наиболее важных элементов. Весть о скором приходе нежданного гостя может послужить сигналом к приступу лихорадочной уборки, во время которой одежда перекочевывает с пола в шкаф, скопившиеся за неделю газеты отправляются в корзину, а грязная посуда — в раковину, что делает дом вполне презентабельным даже после нескольких недель запущенности. То же самое нередко происходит в компаниях, куда решил нагрянуть важный партнер или ревизор.
 Делегированный беспорядок
 В США предлагается в аренду в общей сложности 140 млн квадратных метров складских помещений для хранения личных вещей. Деньгами, сэкономленными на услугах профессиональных рганизаторов, можно оплатить несколько лет аренды такого склада.
 

из книги "Эффктивный беспорядок", Э Абрахамсон, Д. Фридман, Эксмо, 2010 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий