Так был выработан и принят один из критериев выбора специалиста для обучения сотрудников компании. Тогда я это мнение приняла. Но впоследствии, общаясь с тренерами-профессионалами, опять встал вопрос, как опытные тренеры могут совмещать в своей работе разные тематики и проводить тренинги качественно и эффективно.
Ответ пришел позже, когда мне приоткрылась завеса методологии ведения тренинга. Есть тренерские технологии, которые накладываются на любую тематику обучения. Есть специфика деятельности компании, которая транслируется в тренинге самими участниками, а задача тренера — «ткать тренинг из шерсти заказчика» (Б. Мастеров).
Тренер от занятия к занятию развивается не как специалист (по продажам теплового оборудования или банковских продуктов, по переговорам, по выставочной деятельности и пр.), а как ведущий групповой формы активного обучения.
Тема занятия здесь имеет второстепенное занятие. Могут, конечно, быть индивидуальные предпочтения, кто-то питает слабость к «продажам», а кто-то испытывает удовольствие от работы с руководителями. Но это уровень предпочтений, и только. Настоящий тренер-профессионал одинаково хорошо проведет обучение сотрудников компании и продажам, и переговорам, и управлению.
Но как же быть с узкоспециализированными темами? Например, «Управление по целям», «Стратегический подход и KPI», «Управление финансами» и пр.
Да, здесь нужно отличное знание предмета, требующее от ведущего экспертных знаний, которые он нарабатывал не один год. Здесь узкая специализация ведущего будет явным преимуществом.
Но в этом случае речь идет не о тренингах, где формируются новые формы поведения, а о семинарах, в ходе которых участники получают необходимую для работы информацию.
А какая узкая специализация должна быть у тренера по продажам? Знание специфики продажи только одного вида товара или услуги? Обрастание примерами из смежных сфер бизнеса?
Но зачем все это на тренинге, если такие примеры могут в изобилии привести сами участники, да и поработать с ними от души, тем самым решив актуальные для себя вопросы. Чем для участников разнообразные байки ведущего лучше разбора ситуаций из своей работы?
С уважением,
Марианна Шульченко,
бизнес-тренер компании «Провокация РОСТА»
Марианна Шульченко,
бизнес-тренер компании «Провокация РОСТА»
Комментариев нет:
Отправить комментарий