пятница, 27 ноября 2009 г.

Многостаночник или шарлатан?

В начале своей профессиональной деятельности в качестве специалиста по обучению персонала от своего руководителя я услышала фразу «Тренер не может хорошо вести разные тренинги! Он специалист либо в продажах, либо в управлении. Все остальное шарлатанство. Человек не может быть хорошим специалистом во всех областях».

Так был выработан и принят один из критериев выбора специалиста для обучения сотрудников компании. Тогда я это мнение приняла. Но впоследствии, общаясь с тренерами-профессионалами, опять встал вопрос, как опытные тренеры могут совмещать в своей работе разные тематики и проводить тренинги качественно и эффективно.

Ответ пришел позже, когда мне приоткрылась завеса методологии ведения тренинга. Есть тренерские технологии, которые накладываются на любую тематику обучения. Есть специфика деятельности компании, которая транслируется в тренинге самими участниками, а задача тренера — «ткать тренинг из шерсти заказчика» (Б. Мастеров).

Тренер от занятия к занятию развивается не как специалист (по продажам теплового оборудования или банковских продуктов, по переговорам, по выставочной деятельности и пр.), а как ведущий групповой формы активного обучения.

Тема занятия здесь имеет второстепенное занятие. Могут, конечно, быть индивидуальные предпочтения, кто-то питает слабость к «продажам», а кто-то испытывает удовольствие от работы с руководителями. Но это уровень предпочтений, и только. Настоящий тренер-профессионал одинаково хорошо проведет обучение сотрудников компании и продажам, и переговорам, и управлению.

Но как же быть с узкоспециализированными темами? Например, «Управление по целям», «Стратегический подход и KPI», «Управление финансами» и пр.

Да, здесь нужно отличное знание предмета, требующее от ведущего экспертных знаний, которые он нарабатывал не один год. Здесь узкая специализация ведущего будет явным преимуществом.

Но в этом случае речь идет не о тренингах, где формируются новые формы поведения, а о семинарах, в ходе которых участники получают необходимую для работы информацию.

А какая узкая специализация должна быть у тренера по продажам? Знание специфики продажи только одного вида товара или услуги? Обрастание примерами из смежных сфер бизнеса?

Но зачем все это на тренинге, если такие примеры могут в изобилии привести сами участники, да и поработать с ними от души, тем самым решив актуальные для себя вопросы. Чем для участников разнообразные байки ведущего лучше разбора ситуаций из своей работы?

С уважением,
Марианна Шульченко,
бизнес-тренер компании «Провокация РОСТА»


оригинал поста

Комментариев нет:

Отправить комментарий