среда, 18 ноября 2009 г.

Чье образование лучше?

Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.
Бернард Шоу

Узкий специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя.
Козьма Прутков.

«Поэтому они выходят узкими специалистами, а мы выходим широкообразованными людьми. Единственное, конечно, мы знаем все, но не в своей области. Если нас поставить куда-нибудь на конкретную работу, она будет так же валиться, как и у другого».
Михаила Жванецкий

По телевидению недавно выступал один наш университетский преподаватель, которому задали непростой вопрос: «А какое образование лучше: российское или западное? По-моему, конкретный вопрос требует конкретного ответа. Так вот, ответ был следующим: «наше образование не хуже».

Что означает «не хуже»? Почему вся страна вместе с нашими юмористами смеется над «тупыми» западными детьми, а все дети влиятельных россиян учатся в Англии и в Америке? Мы свысока говорим, что они там, в шестом классе таблицу умножения проходят, а потом сталкиваемся с тем, что наши дипломы не котируются. Так же недавно узнала, что СПбГУ, второе по значимости учебное заведение страны, не входит даже в сотню лучших университетов мира.

Меня этот вопрос действительно волнует. И я стала искать в Интернете информацию о различиях в системах образования. Не могу сказать, что по этому вопросу есть много качественного материала, но кое-что найти удалось. Все это в виде тезисов я и хочу предложить для обсуждения. Очень надеюсь, что в комментариях увижу мысли, опыт, доводы, которыми вы готовы поделиться в ответ.

Первое, что я поняла: у нас в корне разный подход к обучению. Они идут от результата, а мы от процесса. Я всегда была уверенна, что наше образование учит думать и решать довольно сложные, даже абстрактные задачи. По крайней мере, раньше это было так, сейчас с введением ЕГЭ мне сложно что-либо утверждать на этот счет. Это безусловный плюс нашей системы образования. Но знаете, что меня поразило? Они, действительно, идут от результата, и это у них проявляется во всем. Помните, как устроен классный журнал в школе? Там слева фамилии учеников, а справа пройденные темы. Так вот, наши учителя в журнале пишут название пройденной темы урока и все. Это очень показательный момент, так как во всех методических материалах учитель указывает только то, какой он материал давал, оглашал на уроке. В западном подходе иначе: у них все методические материалы для уроков носят сугубо практический характер, они всегда указывают, чему они ребенка должны научить, какие умения сформировать.

Второй важный момент, который сейчас, для всех кто учится, является первым – это критерии оценки. Любая система должна иметь четкие критерии для оценки на каждом этапе. В противном случае обратная связь будет некачественной, и система будет генерировать, накапливать ошибки, а, следовательно, на выходе будет некачественный продукт. В системе образования критерии оценки — это оценки, которые указаны в аттестатах знаний. В западной системе образования оценкам доверяют. И для того, чтобы понять, что ученик собой представляет, не нужно итоговую оценку делить на регион и умножать на силу школы. У нас единых критериев оценок нет, и никогда не было. Уже начался новый учебный год, а мы до сих пор выясняем, почему такие разные результаты ЕГЭ по всей стране и решаем, верить им или нет.

И третий момент, который, на мой взгляд, является основополагающим — это связь образования и реальной жизни. Это важно не столько потому, что мы выходим из Вуза и идем работать не по специальности, т.к. мы не видим разницы между большинством профессий, практических знаний все равно нет. А важно это потому, что у детей очень быстро падает мотивация на обучение. И наши заученные фразы типа: «учи английский — в жизни пригодится», — их не трогают, как и нас с вами в свое время. В западной системе образования уделяется большое значение связям конкретного предмета с жизнью: детям стараются не «впихнуть» высшую математику в 10 классе, а показать возможности ее использования.

Вот три момента, из которых вроде бы следует, что западное образование лучше, но почему тогда с нашими людьми всегда есть о чем поговорить. У нас продавец кваса может поправить студентов в очереди, которые неправильно цитируют Канта. Грузчик на Московском вокзале в Питере, загружая вещи в свою тележку, декламирует стихи Пушкина. А водопроводчик, который пришел поменять вентиль, обсуждает последние новинки книжного рынка. Уверена, что у вас тоже много таких наблюдений, и они вас почему-то не очень удивляют.

Хочу закончить словами М. Жванецкого: «Вот мы обычно начинаем красить ворота и садимся (не докрасив) тут же рассуждать о международном положении, о состоянии литературы. Я же работал в порту: подойди к любому, начни разговор о литературе — он бросит ведро, краску, все бросит, сядет и начнет: «Да, Михаил…» Самое важное, что он с радостью бросает свою работу. Это значит, что он человек широкого профиля, широкообразованный человек, ему нравится это все, он готов рассуждать на любую тему. А там готовят узких специалистов, и им почему-то наши не очень нужны. Вот это у нас и есть — наше образование. Ну и что же?! И живем короче, но ярче.»

С наилучшими пожеланиями, Ирина Куракина
«Все кто учатся мои друзья»



Оригинал поста

Комментариев нет:

Отправить комментарий