пятница, 13 ноября 2009 г.

Еще раз о главном. Сокращаем с умом...

Да, 2008-2009 г.г. ознаменовались масштабным кризисом в экономике. Возможно ли сегодня найти бизнесмена, да и вообще простого гражданина, по карману которого не ударил этот самый "кризис"?.. Это время в экономической истории, наверное, будет помечено "черной меткой" и многие вспомнят его как крушение своих планов и надежд...

СМИ и телевидение пестрело заголовками о закрытии предприятий, сокращении расходов, о "повальном" и "тотальном" увольнении. Менеджмент находился в панике, потом немного притих, выжидая, что же будет дальше... и со скоростью света стал составлять антикризисные программы, которые включали сокращение инвестиционных расходов, закрытие производств, сокращение всех затрат и т.д. и т.п.

Недавно был опубликован список европейских автозаводов, которые могут закрыться в 2009-2011 годах. Среди них оказались такие гиганты автомобилестроения, как Fiat, Ford, GM Europe, Mitsubishi, Renault. Аналитики Goldman Sachs предвещают падение продаж автомобилей в Европе в 2009 году более чем на 20% — до 10,7 млн. штук. По словам эксперта в автомобильной промышленности Арндта Эллингхорста наибольшему риску закрытия подвергаются заводы, расположенные в странах с самой дорогой рабочей силой... Да, что там говорить, масштабный экономический кризис оказал влияние на все отрасли бизнеса: ритейл, туризм, автомобилестроение, промышленность... И мы еще долго будем ощущать его последствия...

Поэтому в своем посте я бы хотела еще раз поговорить о том, ЧТО и КАК сокращать менеджеру, чтобы избежать негативных последствий. Я не претендую на обзор всех решений по оптимизации расходов и затрат всех видов, а только ставлю своей целью заострить внимание владельцев бизнеса на том, что к расходам нужно отнестись взвешенно, мудро, а не без разбора вычеркивать целые статьи.

Итак, бороться нужно за снижение не всех, а только непродуктивных, неэффективных и нерациональных затрат. Рассмотрим «универсальные» расходы, которые можно безопасно уменьшать без каких-либо значительных потерь в долгосрочном и в краткосрочном плане:

— Устранение потерь на производстве: экономия топлива, электроэнергии, сырья, материалов. Внедрение технологий «бережливого производства» для многих предприятий с нашей по-прежнему советской культурой это сложно, но возможно.
- Сокращение расходов на «поддержание высокого статуса». Это может быть и переезд в менее престижный и менее дорогой офис. «Уплотнение» служб, подразделений, персонала в занимаемых помещениях, отказ от излишних площадей и сдача их в аренду, субаренду и так далее.
- Отказ от выплат дивидендов учредителям и акционерам в пользу укрепления финансовых позиций, создание стабфонда предприятия, для выживания компании в кризисный период. Сюда же относится и отказ от выплат премий и надбавок. Сэкономленные за счет этих мер средства необходимо вкладывать в развитие, а не «проедать».
— Целый раздел так называемых «скрытых или неявных затрат», о которых все забывают. Это издержки неполученной или упущенной выгоды. Эти затраты не отражаются ни в каких отчетах, поэтому с ними никто и не борется. Обратите внимание, сколько порой неиспользуемых квадратных метров числится на балансе промышленных предприятий, а какое количество устаревшей техники и станков ждет своего "звездного часа"?
— Расходы на приобретаемые предприятием комплектующие, материалы. Общепринятым механизмом во всем цивилизованном мире считается постепенное планомерное уменьшение стоимости механизмов узлов, и комплектующих давно выпускаемых образцов. Все японские компании утверждают со своими поставщиками графики уменьшения цены и планы улучшения качества производства закупаемых изделий. Взяв на заметку эту схему, и Вы можете заключать с поставщиками не только контракты и договора на поставку, но и долгосрочные соглашения о качестве поставляемых товаров и графики постепенного снижения закупочной стоимости комплектующих.
- Безусловно, сюда же относятся и расходы на сферы и появившиеся на волне предшествующего экономического бума и роста отрасли сектора B2B. Сегодня, наверное, ни у одного директора не возникнет вопроса: «Платить ли десятки и сотни тысяч долларов креативному агентству за логотип и слоган дочерней компании или поработать над этой задачей своими силами»?

Занимаясь сокращением затрат, компании должны готовиться к выходу из кризиса и создавать базу дальнейшего роста, а не просто бездумно отказавшись от всего и сократив все расходы, оказаться "на обочине " рынка. Сегодня, например, ни для кого уже не секрет, что многие организации пользуются услугами торговых виртуальных площадок, что позволяет не только значительно сэкономить на непроизводственных расходах, но и быстро, без затрат времени и денег найти нужный товар и самые выгодные условия его покупки, расширить свою клиентскую базу, найти новых партнеров не только в стране, но и за ее пределами. Например, виртуальные площадки на рынке В2В электронных компонентов представлены такими сервисами как http://hitechparts.com/, http://www.virtualchip.com/, http://www.usbid.com. В России с 2002 года начала функционировать информационно-аналитическая и торгово-операционная система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики», концепция создания которой была одобрена Правлением РАО «ЕЭС России». В 2005 году Система В2В-Энерго стала официальным единым интернет-ресурсом РАО «ЕЭС России» предназначенным для публикации информации о закупках холдинга и проведения торгов в электронной форме. Для осуществления конкурентных закупок, реализации запасов товарно-материальных ценностей, хранящихся на складах предприятий можно также воспользоваться услугами системы "Promdex".

Никогда не стоит забывать о том, что в бизнесе как и в жизни "случается всякое" и к этому нужно всегда быть готовым. Не стоит впопыхах создавать антикризисную программу и стараться сократить все расходы, которые "сокращаются". Нужно всегда быть готовым к непредвиденным ситуациям. В основе Вашего бизнеса должна быть такая составляющая, как риск-менеджмент, а для успешного процветания и развития бизнеса необходимо мыслить на перспективу...

Поэтому подводя итог, можно сказать, что «завинчивания гаек» и «затягивания поясов» недостаточно для того, чтобы компания вышла из кризиса. Это только одно из направлений, в котором следует сегодня двигаться. Для выживания и дальнейшего развития предприятия необходима целая система мероприятий: сокращение расходов, уменьшение нерациональных издержек; увеличение экономической эффективности и отдачи всех затрат, ресурсов и вложений; увеличение доходной составляющей бизнеса, интенсификация маркетинговой деятельности; поиск альтернативных решений, позволяющих заменить расходоемкие решения на «беззатратные» и «малозатратные» варианты; оптимизация бизнес-процессов. Главная задача руководителя уметь предвидеть наступление часа "Х", работать над укреплением сильных сторон компании и, конечно же, искать новые возможности организации и ведения экономической деятельности, вплоть до изменения парадигмы бизнеса!

Комментариев нет:

Отправить комментарий