Очень обстоятельная книга, в которой предложена не только концепция, но и глубоко проанализированы исторические аспекты развития бизнеса, связывающие сегодняшние тренды и потенциал будущего. Считайте его еще одним учебником по стратегическому мышлению, руководством для сталкеров, ведущих предпринимателей к глубокой трансформации бизнеса, созданию принципиально новых его форм.
Авторы еще раз подтвердили истину, состоящую в том, что не существует универсальных рецептов для бизнеса – есть принципы, следование которым обеспечивает компаниям конкурентное преимущество (эффект масштаба, позиционирование, сегментация, отношения с клиентами, …). Но область применения старых принципов изменилась. Сегодня, по образному выражению двух консалтеров из BCG, между кирпичиками стратегии исчезает то, что их цементировало – информационный "клей". А что теперь их снова склеивает? На этот вопрос я ответа в книге не нашел.
Но зато в книге подробно рассмотрена структура "клея" – информационной основы для деловых отношений, которая определяется взаимозависимость между доступностью и ценностью. Разрушение ассиметричности между ними приводит к разрушению старых моделей поведения, отделение информационной экономики от материальной. Сегодня стало актуальным: функция – важно, форма – нет.
Хотя у корпораций больше возможностей в разрушении привычного "клея", они проигрывают более мелким противникам. Самое значительное конкурентное преимущество "бунтарей" заключается в нежелании традиционного бизнеса вести борьбу по новым правилам, обусловленным деконструкцией. А ведь информационная революция, по сути, еще и не началась и неприятности для предприятий, отягощенных собственностью из кирпича и известки, только начинаются…
Если анализировать российскую действительность, так или иначе направленные на внутренние постепенные улучшения являются преобладающими. Руководители предприятий увлечены идеями стать "бизнесом с наименьшим уровнем затрат" или "бизнесом с отлаженными процессами", или бизнесом "со сбалансированной системой показателей". Нет ли тут подсознательного страха перед лицом тех внешних изменений, воздействовать на которые мы бессильны? Гораздо проще успокоить самого себя и всю команду, в очередной раз переставив мебель или подлатав крышу.
Не могу не упомянуть о том, как авторы видят роль менеджмента в новых условиях. Она заключается не в сохранении активов, а в создании стоимости. Непосредственно у руководителя остаются две вещи, которые могут делать только они. Во-первых, это создание культуры. Во-вторых, разработка стратегии. Это связано с тем, что концепция компании, определяемая культурой и стратегией, не поддается деконструкции. Все остальное – материальные активы, набор прав собственности, носители ключевых компетентностей и т.п. – легко может быть изменено, разобрано по кирпичикам и собрано в новом порядке.
Метафоры и аналогии
Как всегда на Ваш суд выношу найденные мной в книге метафоры и аналогии:
Информация – это "клей", сцепляющий цепочки стоимости, цепочки поставок, иерархические организации. Но сегодня этот клей растворяется. Основной причиной стал стремительный скачок в развитии средств связи и новых информационных стандартов, который сегодня делает обмен огромными объемами общедоступными и бесплатными.
Если сравнивать стратегию бизнеса с шахматной доской, то выигрывать в условиях нарастающего дефицита ресурсов у случая и обстоятельств, у внешней среды, обладающей сегодня абсолютно новыми качественными характеристиками, становится все сложнее. Продолжая аналогию, ваш противник внезапно заиграл сильнее и быстрее, оставляя минимум на ответные действия.
Рыночный хаос усугубляется тем, что все большую рыночную власть получают сетевые навигаторы – посредники нового типа, прокладывающие дорожку к конечному потребителю, минуя традиционные каналы дистрибуции и производителей. Выжить в этом "питательном" хаотическом бульоне традиционным предприятиям совсем не просто. Простых эндшпилей не бывает, а в этой игре его, похоже, совсем нет.
Эванс Ф., Вустер Т.С. Вдребезги. Новая информационная экономика и трансформация бизнес-стратегий. – М.: ИД "Секрет Фирмы", 2005. – 208 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий