Послденне время в РФ во могих умных головах в связи с потребностями разного рода бизнесов идут поиски подходящего для целей этого самого бизнеса образования. Бизнес-деятели начинают во многом изобретать велосипед следующего рода:
1)пойду что-то поделаю, а потом пойму как работает. Издержки: долго (по сравнению с остальными) и не очень продуктивно, при отсутствии какого бы то ни было предыдущего опыта в этой области. много травм на "производстве"
2)образование на основе "прийди получи себе задание и пойди набей себе шишек самостоятельно, а может потом тебя осенит как это осмыслить и сделать полезным для себя". Издержки: шишек много, разбитой голове чтобы думать и проанализировать опыт нужно сначала вылечить шишки, но она не успевает, потому что регулярно набивает шишки
3)я — геней (практик, маркетолог, бизнес-гений). Делай как я! Издержки: не все люди такие, и у всех других другие результаты. По сути отключается голова, предлагается копирование модели, а не собственное осмысление чего бы то ни было
вопросы следующие:
для чего вообще нужно бизнес-образование?
неужели никто до сих пор этим не озаботился до последнего времени?
на 1 вопрос отвечают многие и по-своему, в зависимости от того, кто дает деньги на бизнес-школы и курсы, тренинг и ты ды.
на 2 вопрос я могу ответить, что не верю, что до сих пор не изобрели сей велосипед. просто его сразу не видно. Во многих университетах есть закрытые для непосвященных (или формально открытые, но по причинам невовлеченности в культурный контекст непонятные) семинары — исследования — школы, имеющие ту самую цель. И люди от бизнес-образование, думающие, что они за 1 — 2 — 3 месяца станут светочами в преподавании (обучении) (простите за сарказм), просто не видят того, что уже есть и занимаются ругательством предыдущего опыта (зачем, простите?) или в лучшем случае начинают изобретать тот самый велосипед, который не просто уже давно используется, а давно превратился в средство передвижения типа "межгалактический звездолет".
я понимаю, что каждый ребенок учиться ходить по-своему, и у каждого свои шишки.
но я еще не святая, поэтому суну свои 5 копеек в "спасательство" набивающих шишки
Поэтому скажу следующее:
1) если вы занимаетесь бизнес-образованием, посмотрите сначала на работы, посвященные детской психологии, где описывается процесс формирования навыков обучения, формирование навыков речи. Оч поможет в формировании бизнес-навыков.
2) посмотрите на необходимые составляющие процесса формирования навыков обучения. И посмотрите, есть ли они в том контексте (культурном, социальном и ты ды), где происходит обучение. Есть ли опыт понимания этих составляющих самим обучаемым.
например, многие жалуются на то, что нет мотивации у учащихся. Смотрим что такое мотивация и как она формируется, благодаря чему. смотрим, достаточно ли таких факторов в культурном контексте студентов. если таких факторов нет, смотрим дальше — где есть такой контекст и берем оттуда положительный опыт. Это не просто начала методики обучения, это, кажется, еще до Макаренко было в большом количестве.
да, и перед тем как затевать свой образовательный проект — напишите свои цели большими буквами. только именно не свою цель, а свою плюс цели всех, кого вы учите (если они в состоянии сформулировать эту цель, конечно, а не просто ее воспроизвести-скопировать). Фокус в РФ и рус культуре в том, что на протяжении оч долгого времени людей отучали (на уровне государства, культуры, включая "Авось", "Царя-батюшку, который за всех думает", топ-10 яндекса, который всем поможет) формулировать цели, отсюда такой результат какой есть. Фокус в том, что нет ничего непреодолимого для человека с интеллектом и системным мышлением:)
да, кстати, про системное мышление можно почитать у русских филологов начиная с конца 19 века, а также к прочтению рекомендуются не всегда русские Соссюр, Потебня, Виноградов, Щерба, Гвоздев, Фасмер, Пирс, Будагов, Реформатский, Зализняк, Поливанова, Успенский, Алпатов, Лотман, Лихачев и другие.
Нужно помнить о том, когда "бизнес" был запрещен на 1/6 части земого шара, люди все же думали, и все, что придумали и осмысливали публиковали под названием "лингвистика", "русская филология", "философия", "русский реализм 19 века". Если на книжке не написано про бизнес-образование, это не значит, что она не пригодится в формировании навыков, полезных для бизнеса, особенно таких как целеполагание, управление и ты ды.
Искать нужно по ключевым словам "язык и мышление", "структурная лингвистика", "система знаков", "диалог в творчестве Достоевского", "анализ творчества Толстого", "семиотика русской культуры", "древнерусская культура".
Приятного чтения и успешных проектов в бизнес-образовании:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий