Признаюсь честно — мне понимание вероятности этого вопроса пришло только тогда, когда обдумывал композицию данной статьи. Почему? Потому что для меня, представителя поколения Х, в отличие от "оторванных" Y-цев, такого вопроса не существует.
Тем не менее, автор дает ответ, с которым я во многом согласен:
"В наше время, когда люди прежде всего стремятся обеспечить себя и семью, что не всегда просто на рынке труда, где условия диктуют работодатели, возможно, стоит отбросить обиду и больше ценить ту работу, которая у вас есть, даже если при этом приходится с деланной улыбкой на лице терпеть дураков".
Знаете, я взял эту цитату из практически конца книги, и я понимаю автора, который ее разместил именно там — если бы мне такая фраза попалась в начале книги — вряд ли бы я ее дочитал :-)
Ну и главный мотив для чтения книги и попыток научиться уживаться с идиотами, это то, что "глупость — широко распространенная болезнь". Так что хотите вы того или не хотите — вы с ней будете сталкиваться постоянно, и в первую очередь по причине, которую, надеюсь, поймете по прочтении данного поста (или книги, где все изложено существенно доступнее).
По сути, тот я, который начинал ее читать, и тот, который через несколько дней пишет этот пост — два разные человека. Почему?
Автор по ходу изложения материала проводит эдакий дистанционный сеанс психотерапии, постепенно, как чистя луковицу, снимает все новые и новые пласты стереотипов и показывает глубинные причины нашей неудовлетворенности глупостью других.
Поэтому и уровень откровенности автора, и глубина проникновения в тему, и глубина затрагиваемых проблем, ну и впечатление от книги нарастает по мере продвижения от начала к окончанию. Сначала — "что это за бредовая книжонка", затем — "это искрометная сатира на них — идиотов", затем — "блин, а ведь не все так просто и однобоко", а потом — "что же мне со всем этим знанием делать?"
Как вы поняли — клеймение идиотов — в принципе не цель данной книги. Да и название, я так понимаю, было выбрано именно такое, поскольку только люди, не осознающие собственного "идиотизма", но не безнадежные (это я себе делаю комплименты :-)), им заинтересуются. Т.е. даже название работает таким себе "удаленным диагностом", выбирая правильных пациентов, кому данный курс мог бы быть полезным.
Кто же такие идиоты? Здесь термин используется в прямом смысле — нечувствительные, глупые, эмоционально тупые люди, странным образом попавшие в круг руководителей всех звеньев. Как объясняет их происхождение автор, "начальники-идиоты — хронически бестолковые мутанты, случайное отклонение в эволюционной истории человечества. Повозка развития человечества где-то въехала в яму, начальник-идиот выпал и остался сидеть на дороге, в клубах пыли, почесывая шишку на голове. Оттуда он забрел в ближайшую контору и вскоре ее возглавил",
Автор акцентирует внимание, что не все начальники — идиоты, и приводит собственную типологию (надеюсь, не претендующую на всеохватность). И по мере развития повествования автор неоднократно останавливается на отличиях в подходах к каждому типу начальника.
Что автор предлагает со всем этим делать?
Есть два варианта: пассивный (реактивный) - стать как можно более незаметным, и проактивный — взять свою судьбу в свои руки и сделать все, от вас зависящее, чтобы никакой идиот, в том числе и вы сами, не стали на пути к вашим целям. Оба варианта рассматриваются (первый — существенно короче) в книге, и автор в стиле американской политкорректности не отдает предпочтения ни одному из них — все зависит о целей и предпочтений читателя.
И что для этого делать? Разумеется бороться. Бороться с глупостью. А с чьей глупостью бороться реальнее всего? Разумеется, с собственной. Той, которая заставляет нас постоянно бороться за правду, доказывая свою правоту тому, кому она не нужна и кто не способен ее понять. При этом отрезая себе путь к своим целям и делая свою жизнь наполненной тоской, агрессией и безысходной борьбой...
Ведь "идиоты среднего возраста, вступающие на путь выздоровления, среди прочего, в первую очередь понимают то, что они застряли в тупике юношеского протеста...
Мы входим в период юности, все еще ожидая, что труд и жертвоприношения других людей будут обеспечивать нам развлечение и достаток. Затем, совершенно забывая о логике, восстаем против власти тех людей, которые трудились и шли на жертвы, чтобы мы имели то, что у нас есть. Все еще пребывая в муках юношеского протеста, мы не отказываемся от идеи, что кто-то другой несет ответственность за наше счастье и благополучие. Согласно юношеской логике, в том, что мы не чувствуем себя довольными и окруженными заботой в той мере, в какой нам этого хочется, виноват кто-то другой",
А отсюда —
Автор предлагает более конструктивный подход — научиться жить в мире идиотов. Для этого (в терапевтических целях, как потом понимаешь) предлагает притвориться одним из них, понять их логику и мотивы, подстроиться под них и научиться использовать законы "идиотского" мира для достижения своих "не-идиотских" целей.
И главный подход, который приводит к ощутимому терапевтическом эффекту в конце книги — это сделать себя удобным для сотрудничества:
"Если вы искренне хотите изменить свое отношение к начальнику-идиоту и наладить стратегическое (хоть и не без недоговоренностей) партнерство с ним, для начала станьте таким партнером, с каким хотели бы работать сами",
...потому что еще ни один начальник, идиот или не-идиот, не повысил зарплату и не продвинул на высокую должность человека, который нападает на него, является источником конфликтов, да еще и считает (возможно — обоснованно) всех окружающих идиотами.
При этом "перестать сражаться с ними и присоединиться к ним не означает принять их ценности. Пока вы плаваете с ними в одном аквариуме, вам не спрятаться от этических и поведенческих феноменов вокруг вас",
И по мере изучения разнообразных методик и упражнений, связанных с различными сторонами выживания в идиотском мире, постепенно начинаешь понимать самое главное — нет идиотов и не-идиотов. Есть просто люди. Но — все разные. Все — по разному смотрящие на мир, понимающие его законы, движущиеся к разным целям и с использованием разных методов.
И часто наше отношение и то, кто мы есть на самом деле, предопределяет то, в какой обстановке и с какими людьми мы будем работать, общаться, жить.
"Если вы в достаточной мере расширите свой кругозор, то перестанете делить людей на умных и глупых, а будете видеть просто человека".
Ну и самый главный урок книги — этот:
"Выживать и преуспевать, не смотря на начальника-идиота, — это как взбираться на гору. Никто не сделает это за вас. Ваш успех зависит от того, скольку усилий вы приложите".
Комментариев нет:
Отправить комментарий