четверг, 11 февраля 2010 г.

Меч Хатторе Ханзо



Одна из глав фильма «Убить Билла» называется «Человек с Окинавы».

Героем которой был суши-мастер Хатторе Ханзо, работавший со своим помошником в собственном небольшом заведении общепита на острове Окинава.

Днем он резал суши, а по вечерам поднимался на чердак своего дома, чтобы получить эстетическое наслаждение от созерцания совершенных мечей, которые он некогда выковал.

Но дело было не только в эстетическом удовольствии – герой ощущал еще и гордость за дело своих рук.

Ведь его мечи стали легендой, мифом и культом у поклонников единоборств.

В одном эпизоде, показывая мечи своей гостье, видно как та медленно, с пиететом тянется к мечу, намереваясь взять его в руки.

Потому что было понятно, что приходится иметь дело не с чем-то ординарным, а с самим Совершенством.

А совершенство  очаровывает…

 

Совершенство оказывает сильнейшее воздействие на вовлеченных в таинство его создания.

Ленивый и нерадивый помошник суши-мастера, которому трудно даже принести клиенту заведения чай или сакэ, становится неузнаваемым, когда дело касается нового меча Мастера.

Он с почтенным пиететом участвует в ритуале снятия ножен с нового меча, а затем убиранием представленного меча обратно в ножны.

Но вот какая штука.

Дело всей жизни пришло в противоречие с внутренней философией Мастера, который понимал, что создает пусть и прекрасные в своем совершенстве, но орудия убийства.

И он поклялся Будде больше никогда не делать мечи.

И двадцать восемь лет он не прикасался к инструментам в своей кузнице.

Героиня фильма, прилетев на Окинаву, вынуждает мастера сделать еще один меч, дабы заплатить свой долг за подготовку одного нерадивого ученика, которого звали Билл.

И Мастер за месяц делает меч, который становится вершиной его искусства.

И, вручая его героине, говорит : «Я завершил делать то, что поклялся 28 лет назад Будде не делать. Я снова сделал орудие убийства. И преуспел в этом. Скажу без хвастовства – это мой лучший меч. Даже если на твоем пути повстречается сам Будда – то и он будет разрублен!»

История красивая.

Но, увы,не слишком правдоподобная.

Меня смущает вот  что.

Прошло почти три десятилетия, как Хатторе Ханзо перестал делать оружие, а никто так и не смог сделать хоть что-то , приблизившееся по качеству к его мечам.

И враги даже не верят героине, что у нее меч, сделанный Хатторе Ханзо.

Одна из антигероинь фильма умирает после схватки со словами: «Это действительно был меч Хатторе Ханзо!»

Но, к сожалению или счастью, жизнь не стоит на месте.

И за три десятилетия металлургия сделала гигантский шаг вперед.

За это время появились новые, куда более прочные сплавы.

Которые бы попросту не позволили мечу, сделанному по старым традиционным технологиям (а катана – японский меч является еще символом и носителем традиции!) выдержать прямого столкновения с мечом, сделанном из современных сплавов.

Ведь остановиться в развитии – значит проиграть!

«Почивать на лаврах» можно было во времена, когда мир не менялся так стремительно.

А сейчас такая самоизоляция просто недопустима.

Если, конечно, вы привыкли представлять публике совершенный продукт.

Мне куда ближе в этом смысле поступок лучшего повара Испании Феррана Адриа, который объявил недавно о том, что он закрывает на два года (2012 и 2013) свой ресторан El Bulli (неоднократно признававшимся лучшим рестораном мира по версии журнала Restaurant Magazine!).

За это время Ферран Адриа со своей многочисленной командой поваров и ученых собирается побывать в творческом отпуске, изобретая новые технологии приготовления пищи, разыскивая неожиданные сочетания и свойства продуктов…

Представьте себе – коммерческая машина, находящаяся на полном ходу (а записаться на посещение ресторана можно лишь за много месяцев!), вдруг тормозит, теряя клиентов и недополученную прибыль.

Ради чего?

Ради новых изысканий, ради новых открытий, ради нового поиска совершенства.

Философия Мастера заставляет его сделать перерыв, чтобы стать еще совершенней.

Вот каков подход!

А у меня вопрос к вам.

А вы преданы делу совершенствования своих бизнес-процессов, своих  продуктов и услуг?

Как далеки вы от высшего предела совершенства в вашем деле?

Есть ли у ваших сотрудников возможность гордиться тем, ЧТО и КАК они делают?

Транслируете ли вы им свои представления о том, насколько возможно приблизиться к Совершенству и за счет чего или у вас совсем нет идей на этот счет?

Если ваш бизнес-процесс или бизнес пока далеки от совершенства, то ощущаете ли и осознаете ли вы это?

Понимаете ли вы то, что совершенствование собственного бизнес-процесса или бизнеса нужно начинать не с подчиненных, а с себя — развиваетесь ли вы сами?

Устанавливаете ли вы высокие стандарты для себя и для своих подчиненных или не решаетесь это делать?

Или совершенные продукты – это удел компаний-«небожителей», которые производят фантастически эргономичный ipod или мотоцикл «Harley-Davidson», купив который потребитель не знает куда его ставить – в гараж, чтобы он там хранился как транспортное средство или в гостиную, чтобы на него можно было любоваться как на красивую дизайнерскую вещь?


Комментариев нет:

Отправить комментарий