пятница, 9 апреля 2010 г.

Дауншифтинг поневоле

В школьные годы я всерьез увлекался спортивным ориентированием, в том числе лазаньем по пещерам и горам. Однажды мы приехали на соревнования во Владивосток, и в свободное от стартов время я с друзьями решил забраться на сопку. Привлекла она нас почти отвесным каменным склоном (альпинисты про такие говорят «стенка»). Легко преодолев почти три четверти «стенки», я внезапно понял, что лезть дальше сил нет. Порода оказалась непрочной, камень рассыпался в руках и под ногами, а ближе к вершине склон вдруг сделался почти гладким — не ухватиться. Отчетливо помню, что единственным желанием в этот момент было откинуться на страховку и без славы, но и без риска для жизни съехать вниз. Наверное, я так бы и сделал, но нам было по 15 лет, мы верили в свою неуязвимость, и никакой страховки у нас, конечно же, не было. Пришлось сжать зубы и карабкаться вверх.

Эту историю я вспоминаю всякий раз, сталкиваясь с очередными примерами дауншифтинга. Успешный менеджер, на три четверти подошедший к вершине своей карьеры, вдруг бросает все, куда так долго взбирался, чтобы заняться в жизни чем-то иным — бесславным, но безопасным: путешествовать, искать просветления в Тибете или прожигать жизнь на Гоа. В последнее время примеров такого «контролируемого падения» среди менеджеров стало так много, что появились теории о «смене ценностных ориентиров» и «кризисе достиженческой мотивации» у целого поколения современных руководителей. Раньше все, мол, хотели «вперед и вверх», а теперь — «внутрь и вглубь»…

Симптоматично, что очередной пик дауншифтинга пришелся на мировой финансовый кризис. Если вернуться к альпинистской терминологии, это как раз тот момент, когда прочная, казалось, порода начала рассыпаться в руках, а на голову посыпались камни — из-под ног тех, кто успел забраться выше тебя. Усилие, которое нужно сделать для покорения вершины, внезапно оказалось чрезмерным, а бенефиты от покорения пика — неочевидными. Тут-то многие и вспомнили про спасительную страховку…

Стоит ли за этим решением что-либо кроме внезапного страха и замешательства? Будут или эти люди и дальше отстаивать право «выращивать капусту», если их однажды, как когда-то древнеримского императора Диоклетиана, вновь призовут на трон? Полагаю, нет.

Сегодня мы чаще всего имеем дело с «вынужденным дауншифтингом», за которым по большей части не стоит серьезной душевной работы, свидетельствующей о существенных сдвигах в ценностях или мотивации. Одни из новоявленных дауншифтеров просто пережидают бурю в теплых краях (как говорил мой тренер по альпинизму: «Не знаешь, что делать — отпусти и повиси»). Другие, кто в прямом смысле «спустился с небес на землю» — продал или потерял бизнес, со временем, скорее всего, тоже встряхнутся и пойдут искать новую гору, достойную покорения. Мы уже видели такое раньше: Герман Стерлигов, потеряв бизнес в 1998-м, почти на 10 лет стал «овцеводом, гусеводом и индюководом» (цитата с официального сайта), а сегодня снова и политик, и бизнесмен.

Среди нынешних дауншифтеров тех, кто сделал свой выбор осознанно, единицы, т. е. ровно столько же, сколько и в любые другие времена. Тем не менее главный вывод из наблюдения за ситуацией с дауншифтингом касается именно мотивации. Глядя на то, с какой легкостью сотни (если не тысячи) менеджеров, едва столкнувшись с трудностями, предпочли «откинуться на страховку», можно смело констатировать проблему с достиженческой мотивацией в современном бизнесе. Правда, не в форме кризиса, а в форме тотального дефицита.

Продолжительный период роста и сравнительного благополучия в экономике по большей части выхолостил в менеджменте готовность к сверхусилиям, зато подарил привычку к «золотым парашютам». Люди в бизнесе отвыкли бороться — за возможности, инвестиции, клиентов, идеи, результаты. Лидерство и ориентация на результат из жизненно необходимых качеств успешного руководителя превратились в бюрократические штампы из неработающих моделей компетенций. Кризис заставил бизнес вспомнить про «достиженцев» — тех, кто готов работать без страховки (гарантий, лоббистской поддержки и т. п.). Поиск, привлечение, удержание таких людей и построение эффективной работы с ними — вот, что должно стать главным приоритетом HR на ближайшие годы. И тогда, возможно, в следующий кризис число дауншифтеров поневоле будет существенно меньшим.​

Автор — Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании FORMATTA

Ведомости, 02.04.2010, №58 (2576)



Комментариев нет:

Отправить комментарий