Мало кто в наше время задумывается об организации производства, а, тем не менее, для японцев понятие бизнеса не связано ни с чем иным. Мы все знаем, что в Россиии большая часть предприятий — спекулянты на стоимости производимых товаров, а другая часть — профессиональный сервис. Кроме административных барьеров и недостатка кредитов, существует элементарное отсутствие знаний по организации производства.
Сегодня я бы хотел рассказать о методике планирования и управления производством JIT (Just In Time). Он появился на заводе FORD и получил широкое распространение на предприятиях японского автомобильного концерна в 50-х годах. В нем учитываются подход к проектированию изделий, выбор поставщиков, обеспечение качества, планирование, учет производства и контроль.
Самое страшное для производственного предприятия — это остановить поточное производство из-за нехватки материалов. С другой стороны, содержание излишков материалов, особенно для пищевой промышленности — смерти подобно. Первой реализацией идеи Just In Time являлось двухсторонний учет материалов. Представьте себе цех и пару ящиков с материалами. Когда один из контейнеров опустошается, используется содержимое другого, а пустой ящик наполняется. Это простейший принцип, но как его реализовать эффективно на уровне большого производственного предприятия?
Just In Time — это не набор схем и математически точных формул, а скорее философия эффективного управления. Ее основные принципы:
- Любые лишние действия, повышающие стоимость продукции, но не повышающие ее потребительскую стоимость, должны быть устранены. Этот касается не только производства, но и любого предприятия в принципе. Одной из задачей эффективного управления должно быть повышение эффективности при снижении затрат, а лишние действия относятся к таким затратам. Это можно использовать и для оптимизации деятельности непроизводственного предприятия.
- Запасы – это лишнее, их уменьшение повышает эффективность работы предприятия. Как я уже замечал, в особенности этот вопрос важен для предприятий, работающих с пищевыми продуктами. Здесь самая идеальная ситуация, когда соотношение потребности и запасов продуктов один к одному.
- Основными факторами, определяющими разработку продукции и производство, являются предпочтения клиентов. Это – тенденция непрерывного приближения свойств конечной продукции к запросам потребителей. Конечно, в первую очередь — это вопрос эффективного маркетинга, отслеживающего степень удовлетворенности клиентов и динамику изменений их предпочтений.
- Гибкость производства, включающая быстрый отклик на запросы потребителей, а также изменение качественных и количественных параметров, является исключительно важной для поддержания высокого качества и приемлемых цен на продукцию Для этого немаловажно иметь легко изменяемую цепочку производственных процессов, изменение одного из которых не потребует глобальные изменения в структуре целого производства компании. Само собой правильное планирование цепочки таких процессов является одним из важных аспектов эффективного управления.
- Как внутри организации, так и в отношениях с поставщиками и клиентами должны господствовать принципы взаимного уважения и поддержки. Это само собой не для кого не новость. А скажите, когда в последний раз в своей компании вы слышали от менеджеров или произносили сами: "Все клиенты — пидарасы, нихрена не понимающие!". Я это слышу частенько от каждого второго сотрудника продаж российских предприятий. И это не является корпоративной традицией, достойной уважения. Мало кто реально осознает, что заработную плату оплачивают клиенты, а не руководители компании. И каждый такой "пидорас" — это, сцуко, твои деньги за месяц.
- Гибкое предприятие – это командное достижение. Все сотрудники предприятия — от руководителей до производственного персонала — являются членами одной команды. Я не буду сейчас говорить о взаимоуважении. Люди — это по сути важнейшие шестеренки рабочего процесса. И в этом сравнении нет ничего плохого. Плохое настроение из-за негативной атмосферы в коллективе, длительная подготовка отчетов, запутанные процессы согласования документов и прочие факторы, несомненно влияют на результат коллектива в целом. Соответственно, чем больше руководство предпринимает усилия по снижению нагрузки на людей или на формирование хорошей атмосферы, тем выше будет результат компании в целом.
- Сотрудник, хорошо представляющий свое предназначение — лучший ресурс для обеспечения процесса непрерывного совершенствования, т.е. должны использоваться не только руки рабочих, ни и их интеллект. Очень часто я видел, как менеджер продаж приходил на предприятие и три дня фактически улетали в никуда. Он садился за рабочее место. Смотрел каталоги. Общался с соседями, задавая им вопросы. Через некоторое время, он более менее разбирался в особенностях процесса продажи, формировал представление о том, что он должен предприятию и приступал к работе. Гораздо эффективнее и быстрее вовлечь человека в работу, обеспечив его внимание в первые дни работы. Не оставляя его самостоятельно барахтаться, а предоставить доступ к базе знаний компании, в которой подробно было бы описано ожидания компании от сотрудника и ее обязанности по отношению к нему.
В 1992 году журналом "International Journal of Operations and Production Management" было проведено исследование 100 предприятий, использующих JIT.
Усреднённые данные оказались такими:
- сократились запасы незавершенного производства на 80 %;
- запасы готовой продукции снизились на 33 %;
- объем непроизводственных запасов вместо 5-15 дней сократились до 4 часов — 2 дней;
- продолжительность производственного цикла уменьшилась на 40 %;
- производственные издержки снизились на 10-20 %;
- значительно повысилась гибкость производства;
- время реализации продукции сократилось в два раза;
- затраты на внедрение JIT быстро окупились (через несколько месяцев).
Комментариев нет:
Отправить комментарий